Критерии выбора АКБ

25.08.2017 0 Comment(s)

 

Пред тем, как отправиться в магазин за покупкой аккумуляторной батареи, нужно определиться с параметрами, которым она должна соответствовать, чтобы работать в сочетании с электрооборудованием машины.

Основные из этих характеристик следующие:

- электрическая (номинальная) емкость, Ампер часов;

- значение пускового тока (электричества стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выходах в режиме пуска мотора машины), А;

- габариты корпуса аккумуляторной батареи;

- масса АКБ.

Разберемся с этими значениями.

Для режима пуска автомобильного мотора от АКБ необходим нужный резерв энергии - довольная электрическая емкость, так и высокая мощность при разрядке.
Разработчики и основные потребители АКБ установили для разных режимов разряда нормативные величины токов и напряжений, измеряемых на полюсных клеммах.
Нормативные документы на АКБ, обычно, регламентируют 2 особенно значимых режима разряда: режим определения емкости аккумуляторной батареи и стартерный режим при негативной температуре.

Электрическая емкость

Электрическая емкость характеризует число тока, которое способна отдать АКБ при долгом режиме разряда.
Электрическая емкость аккумуляторной батареи определяется либо при 20-часовом разрядке, либо в режиме резервной емкости.

Номинальная электрическая емкость - емкость 20-часового разряда АКБ.
Именно ее пока регламентируют в большинстве нормативных документов европейских изготовителей, в русском ГОСТ 959-91 и указывают на этикетке аккумулятора.


Для определения номинальной емкости батарею постоянно разряжают при температуре 25°C током, равным 0,05 C20 (0,05 от величины номинальной емкости, указанной изготовителем при 20-часовом режиме разряда).
Скажем, для аккумуляторной батареи емкостью 60 Ач электричество разряда составляет 3 А, а для АКБ, емкостью 90 Ач - 4,5 А.
При определении номинальной емкости разряд прекращается при напряжении 10,5 В на 12-вольтовой батарее.

Резервная емкость - это резерв емкости автомобильного аккумулятора, измеренный в минутах при разрядке током в 25 А для аккумуляторных батарей всякий емкости при температуре 27°C.
Резервная емкость примерно соответствует времени движения кара при выходе из строя генератора.
Для АКБ номинальной емкостью 55 Ач резервная емкость может составлять 85-90 мин.
Это означает, что при выходе из строя генератора, машина сможет ехать еще приблизительно 1,5 часа за счет энергии АКБ.

Мощность автомобильного аккумулятора

Как известно из электротехники, мощность характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи.

P = I U, где

I - пусковой ток - электричество стартерного разряда при температуре-18°C;

U - среднее арифметическое разрядного напряжения, измеренного через равные интервалы времени.

У свинцовых автомобильных аккумуляторов с ростом разрядного тока при стартерном режиме разряда (режиме разряда аккумуляторной батареи при пуске мотора стартером) величина среднего напряжения приметно уменьшается.
Следственно, рассматривая постоянство пускового тока, чем огромная мощность затрачивается батареей при пуске мотора, тем ниже будет напряжение на ее выходах, то есть, тем медленней мотор будет вращаться стартером.
Получается, что чем выше мощность АКБ, тем стремительней стартер будет «крутить» мотор, то меньше осуществить его запуск.
Для сопоставления мощностей аккумуляторных батарей довольно сравнить их пусковой ток (больше электричество - больше мощность), приведенный к цельной методике испытаний (EN, SAE, DIN, IEC, ГОСТ и др.).

Стартерный разряд заявленным изготовителем током, проводится с определенной длительностью (постоянно либо в прерывистом режиме) до напряжения 6 В.
При этом, в нормативных документах указывают промежуточные промежутки от начала разряда (5 сек., 10 сек. либо 30 сек.), в течение которых контролируют величину напряжения АКБ в процессе разряда.
Резерв энергии аккумуляторной батареи, характеризуемый временем стартерного разряда, показывает, как долго она сумеет обеспечивать попытки запуска мотора.
Проще говоря, чем больше емкость АКБ, тем больше в резерве у автовладельца попыток запустить мотор.

Изначально подбор АКБ выпускают разработчики пусковой системы мотора авто.
При этом в расчете используют разрядные параметры АКБ при состоянии заряженности 75% на 3-ей попытке стартерного разряда.
Температурные данные пуска мотора задает разработчик машины.
Обычно, температура пуска карбюраторного мотора на товарных маслах принимается 20° С, а для дизельных моторов до 15°C…17°C.
Для последних при свыше низких температурах предполагается использование средств упрощения пуска (аэрозоль, подогрев бензина, масла, воздуха и т.д.).
Сходственные же средства упрощения в зимних ситуациях могут использоваться и для пуска карбюраторных моторов (легковых, грузовых) авто.
Выбранную разработчиком по разрядным качествам стартерную АКБ после лабораторных и эксплуатационных испытаний записывают в тех. паспорт авто.
По этому документу авто владельцы, обычно, осуществляют замену вышедшей из строя АКБ на новую.

На современных стартерных аккумуляторах указывают несколько показателей в разных режимах их определения.
Не каждый автолюбитель может осознать, в чем отличие тока разряда по DIN (Германия) либо ТУ (Россия) от электричества разряда по SAE (США) либо EN (Эталон Евросоюза).
Видно, что значение тока по SAE либо EN (Европейский союз) значительно больше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) либо DIN.
При разрядке этими токами на полюсных выходах АКБ полагают различные по величине напряжения.
При температуре электролита 18°C разряд токами по SAE и EN полагает напряжение на полюсных выходах АКБ 7,2 В на 30-й секунде и 7,5 В на 10-й секунде соответственно, а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ 959-91) напряжение при разрядке должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде.
С учетом этих показателей подбор АКБ может быть удачным, если иметь ввиду, что соотношение разрядного тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7 (IEN = 1,7 IDIN).
Если на определенной АКБ указан ток по одному из эталонов, то через данный показатель дозволено определить значение тока разряда по иному эталону.

Пояснение к некоторым критериям выбора

Пусковой ток новой аккумуляторной батареи должен быть не ниже, чем у старой (заменяемой).
При этом не следует брать новую АКБ с меньшей электрической емкостью (Ач).
Дело в том, что при некоторых режимах работы мотора (холостой ход) и мелких дневных пробегах авто, АКБ в ночное время «помогает» генератору питать включенные потребители.
При малой собственной электрической емкости глубина разряда при этом может быть свыше 40-50%, что приведет к снижению работоспособности АКБ в режиме пуска мотора.
Повторяющиеся большие разряды АКБ приведут к сокращению ее источника.
Следовательно, выбирая АКБ, автовладелец должен рассматривать величину пускового тока, значение электрической (номинальной) емкости, расположение полюсных итогов (полярность прямая, когда клемма «минус» справа; полярность обратная, когда клемма «плюс» справа), габаритные размеры (в основном по длине) и метод крепления АКБ.
Паспортные показатели АКБ являют собой ее потенциальные вероятности.
Но, выбирая АКБ, нужно помнить, что при эксплуатации ее состояние во многом зависит от режима и условий работы машины.

Дозволено ли использовать АКБ с большей емкостью, чем была?
Справится ли генератор с ее зарядом?
Справится, если АКБ не разряжать на автомобиле целиком, на всю емкость.
На пуск мотора от АКБ всякий емкости необходимо, приблизительно, одно и то же число тока (на 1-3 попытки пуска по 5-10 сек.), которое не превышает 4-8% от ее номинальной емкости.
Это же число (Ач) генератор должен вернуть в АКБ после пуска мотора.
Другое дело, что полный резерв емкости (энергии) в этих АКБ будет разным.
Работа щеточно-коллекторного узла стартера будет свыше напряженной при установке АКБ большей емкости: ускоряется износ щеток и контактной поверхности коллектора.

Подбор АКБ по габаритным размерам и полярности определяется отличительными фишками авто (площадка под АКБ, длина проводов).
Не неизменно дозволено установить АКБ с прямой полярностью на место АКБ с реверсной (обратной) полярностью (расположение полюсных итогов) из-за неудовлетворительной длины проводов.
Помимо того, выступающие над поверхностью крышки АКБ (+) и (-) выводы могут не дать закрыть крышку капота.

Leave a Comment